Зимние фрикционные шины, в простонародье – липучка предназначены для эксплуатации по заснеженному, мокрому дорожному покрытию или грунту, часто в отрицательных температурах.
В этой связи, в процессе изготовления фрикционных шин учитываются следующие параметры: стойкость резины шины к отрицательным температурам. Это свойство обеспечивает шине эластичность, отсутствие затвердевания при резко отрицательных температурах. Вторым важным параметром, отличающим липучку от других зимних шин, является особая насечка протектора, а иногда использование маленьких твёрдых частиц на поверхности шины для большего сцепления на льду.
Фрикционная шина идеально подходит для следующих условий эксплуатации:
- Твёрдое покрытие, смоченное растившим снегом или дождём. Мокрый асфальт или бетон;
- Твёрдое покрытие с некоторым количеством грунта, снега;
- Твёрдое покрытие и отрицательная температура.
Важно понимать, что шипованная шина на гололёде ведёт себя гораздо лучше. У неё лучший коэффициент трения (сцепления с дорогой), чем у липучки. Но гололёд достаточно редкое и непродолжительное явление, даже в российских условиях: днём растаявший снег неизбежно сходит с асфальтового покрытия, ввиду наличия уклона. Кроме того, солнце испаряет в течении дня всю воду от растаявшего снега.
И напротив, шипованная шина будет иметь больший тормозной путь на сухом, и тем более на мокром твёрдом покрытии, то есть асфальте, бетоне. Это обуславливается тем, что шипы, находящиеся в контакте с асфальтом, имеет значительно меньший коэффициент трения, чем поверхность шины – резина.
Не стоит так же забывать о более низком уровне шума липучки по сравнению с шипованной шиной. Последняя за счёт металлических шипов «цокает» по асфальту, тем самым на трассе и большой скорости возникает неизбежный гул шипованной шины. Кроме этого, расход бензина фрикционной шины значительно ниже, чем у шипованной, однако, выше чем у летней резины.
Кроме этого, со временем, особенно при интенсивном движении по сухому асфальту происходит истирание или износ резины. Более мягкая, а значит зимняя, шина изнашивается быстрее. Но что происходит с шипами в этот момент? Они просто вырываются из шины и остаются на дороге, участвуя в раскалывании лобовых стёкол и фар других автомобилей. Так, в Японии, например, запрещена эксплуатация автомобиля на шипованной шине. Такая резина разрушает дорожное покрытие и оставляет на дороге после эксплуатации выпавшие шипы.
Разновидности фрикционных шин
Фрикционная резина делится на два типа: скандинавский тип и европейский. Скандинавский типа предполагает эксплуатацию шины по прикатанному снегу, льду в то время как европейка по мокрому покрытию, снегу.
Первое и главное отличие скандинавской от европейской липучки – это плотность нарезки ламелей (участков шины, отделённых друг от друга более глубокой насечкой). Скандинавская резина имеет большее число отдельных участков резины, играющих важную роль в сцеплении с дорогой.
Вторым важным отличием скандинавской шины от европейской является форма перехода горизонтальной поверхности шины к вертикальной. У скандинавской (арктической) шины это переход более крутой, не скруглённый. У европейский же шины этот переход имеет большее скругление.
Твёрдость европейской шины несколько выше, чем у скандинавской. Ведь эти шины рассчитаны на эксплуатацию на бОльших скоростях. Так индекс скорости скандинавской фрикционной шины от 160 км/час до 190 км/час (обозначается H), в то время как у европейской фрикционной шины он выше и составляет от 210 км/час до 240 км/час (обозначается V).
Зима в скандинавских странах в большей степени похоже на отечественные зимы: много снега, часто гололёд, редко встречается сухой асфальт. Отсюда можно сделать вывод, что для российских условий эксплуатации больше подходит скандинавский тип фрикционной шины. Однако здесь необходимо сделать маленькую оговорку. Если эксплуатация автомобиля происходит в столице страны, или региона, то, чаще всего зимнее дорожное покрытие почти всегда сухое и твёрдое. Здесь лучше себя покажет европейская шины. Она лучше тормозит, у неё лучшая управляемость на сухой твёрдой поверхности, увереннее ведёт себя на высокой скорости.