В средней полосе зима, как правило, длится около шести месяцев. Столь продолжительное и холодное время года подчас является серьёзным испытанием как для водителя, так и для транспорта. Отрицательные температуры, замёрзшие замки, реагенты и грязь на дорогах превращаются в ежедневную реальность. Чтобы владеть ситуацией и не попадать в неприятности, необходимо помнить об особенностях эксплуатации автомобиля зимой. В этой статье публикуем список превентивных мер, принятие которых избавит автовладельца от зимних сюрпризов.
Предсезонная подготовка
Существует комплекс обязательных работ, которые необходимо выполнить при подготовке автомобиля к зиме. Для большинства автолюбителей он сводится к замене колёс после первых заморозков, поэтому во многие пункты шиномонтажа в ноябре-декабре попасть можно только по записи. Однако для полноценной подготовки к холодам есть смысл сделать ещё кое-что:
- заменить масло в двигателе на менее вязкое (на зиму выбирать в диапазоне между 0W30 и 10W40);
- проверить состояние тормозных шлангов (если летом на них образовались трещины, экстренное торможение в сильный мороз может их разрушить);
- проверить и при необходимости заменить свечи;
- не забыть вовремя «переобуться»;
- качественно помыть автомобиль непосредственно перед холодами.
Указанные меры позволят облегчить пуск двигателя в сильные морозы, застрахуют от неожиданных проблем с тормозной системой и, в определенной степени, снизят риск преждевременной коррозии кузова.
Особого внимания заслуживает зимняя резина. Для многих очевидно, что это та статья расходов, на которой лучше не экономить. Пожалуй, качественные покрышки – одна из самых необходимых вещей зимой. Менять резину на зимнюю необходимо в тот момент, когда среднесуточная температура подойдёт к отметке в +5 градусов по Цельсию.
Особенности эксплуатации в зимний период
Хорошая подготовка к зиме не гарантирует беспроблемную эксплуатацию в течение сезона. Существует огромных перечень каверзных ловушек, которые в холодное время года могут испортить жизнь начинающему автолюбителю. Однако кто предупрежден, тот вооружен. Разберём основные моменты.
Подготовка к ночной стоянке
Чтобы минимизировать обледенение стекол и кузова во время длительной стоянки, перед уходом из машины её нужно выстудить. Для этого достаточно на 2-3 минуты открыть все двери и дать холодному воздуху проникнуть в салон. Чем дольше двери будут открыты, тем сильнее остынут элементы интерьера. И тем меньше условий создастся для образования конденсата из-за разницы температур в салоне и на улице. Таким образом даже в самый лютый мороз можно прийти к машине утром и увидеть, что стекла не покрылись толстым слоем инея или льда.
Запуск двигателя в мороз
Опытные автолюбители перед первым запуском двигателя в серьёзные холода советуют на несколько секунд включать дальний свет. Таким образом в аккумуляторе начнется химическая реакция, он начнет нагреваться и увеличивать плотность электролита. Это позволит дать больше ампер на стартер, и двигатель с большей вероятностью сможет запуститься без помощи извне.
Первое включение «печки» и прогрев салона
Очень важно запомнить, что включать отопитель зимой нужно сразу после запуска двигателя. Игнорирование этого правила может привести к необратимым последствиям для лобового стекла.
Приведу пример из жизни. Сосед по площадке, счастливый обладатель японского Nissan Bluebird Sylphy, утром завёл машину с брелка. Пока он выполнял утренний моцион, прошло около сорока минут. Всё это время двигатель прогревался, а салон – нет, потому что «печка» была выключена. Придя в машину, владелец включил отопитель и направил поток горячего воздуха на лобовое стекло. Последнее почти моментально получило трещину практически по всей ширине. Таким образом, минутная забывчивость обошлась почти в 10 тысяч рублей.
Мойка
Мыть машину в лютый мороз – развлечение не для слабонервных. Однако если за окном постоянный холод, а на дорогах – реагенты, мыть автомобиль необходимо регулярно. В идеале мыть и сушить машину зимой нужно в отдельном отапливаемом помещении, чтобы после мойки было время просохнуть. Но, поскольку таких условий нет у большинства автомобилистов, придётся довольствоваться предложениями обычных автомоек.
Что надо сделать, чтобы после выезда из помывочного бокса автомобиль не превратился в ледяную глыбу:
- Насухо вытереть все делали кузова.
- Продуть сжатым воздухом дверные проёмы.
- Продуть замки.
- По возможности аккуратно обработать личинки проникающей смазкой вроде WD-40 (при этом надо следить, чтобы такое средство не попадало на лакокрасочное покрытие).
- После мойки включить «печку» в ноги и дать коврикам высохнуть.
После указанных процедур, если машину предполагается оставить на ночную стоянку, необходимо выстудить салон: открыть все двери и подождать 2-3 минуты, пока элементы салона не охладятся.
Обслуживание узлов и агрегатов
Всё, о чём рассказано выше, взято из советов бывалых. Однако некоторые технические моменты могут быть описаны производителем в официальной инструкции по эксплуатации автомобиля. Те, кто покупал новую машину в салоне, наверняка находили подобное руководство в бардачке. Если оригинальная книга утеряна, её можно приобрести в специальных магазинах или просто скачать в Интернете. К примеру, недавно мне на глаза попалась инструкция для одной из самых популярных машин десятилетия – Ford Mondeo: https://www.autoinfo.info/ford-mondeo-instruktsiya-po-ekspluatatsii/
Советы общего характера
Пожалуй, самое важное зимой – не делать резких движений на скользкой дороге. Никакая техническая подготовка ТС не спасёт, если вы упустили момент и сорвались в неуправляемый занос. Соблюдайте ограничения скорости, по возможности избегайте резких маневров и экстренных торможений. Вовремя заливайте «незамерзайку», чтобы в критической ситуации не остаться с грязным «лбом».
Удачи на дорогах!