Здесь я не буду говорить о простых вещах:
- низкое давление в шинах;
- не прогретый двигатель;
- большая загрузка автомобиля;
В этой статье я открою глаза владельцам автомобилей на самые распостранённые ошибки при попытке снизить аппетит вашего железного друга.
1. Неисправен датчик кислорода (лямбда зонд)
Лямбда, как правило, помирает после 100-120 т. км пробега. Возможен и меньший срок службы этого датчика, из за низкого качества бензина, или же от использования этилированного бензина. Такой бензин при сгорании образует большое количество окисла свинца, который успешно оседает на чувствительные элементы датчика, тем самым, искажая его показания. Несколько «продлить жизнь» лямбды может промывка датчика в ортофосфорной кислоте. Подробнее о датчике кислорода для SYLPHY и других двигателей QG/SR я писал здесь
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(10-40)%
2. Неисправен датчик температуры или его цепь
На Nissan в качестве датчика температуры используется терморезистор (термистор).
От этого датчика значительно зависит работа двигателя. ECU, опираясь на показания температуры, обедняет или обогащает топливную смесь. Этот датчик имеет два провода и расположен в передней части двигателя, справа, в нижней части головки блока цилиндров (по ходу движения).
Если у вас есть подозрения на неисправность этого датчика, то самый простой способ – это сдёрнуть разъём с этого датчика и проследить за расходом. Блок управления перейдёт в обходной режим работы (усреднённые показания температуры), тем самым значительно обогатит рабочую смесь, а следствие - увеличение расхода топлива. На панели приборов загорится “check”. Потухнет сама после недельной поездки с исправным (подключенным) датчиком. Более надёжный способ проверки датчика – его снятие с автомобиля и проверка сопротивлений в зависимости от температуры:
Температура, град. С
|
Напряжение, В*
|
Сопротивление, Ом
|
-10
|
4,4
|
7000-11400
|
20
|
3,5
|
2100-2900
|
50
|
2,2
|
680-1000
|
90
|
0,9
|
236-260
|
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(20-40)%
3. Двигатель не прогревается до рабочей температуры.
Очень часто такое явление наблюдается при неисправности термостата. Температура его открыванию бывает различной (в зависимости от климата, куда подготавливался автомобиль) и составляет 82 градуса С, 88 грудусов С. При этой температуре клапан должен открыться. Это легко проверить: снять термостат с автомобиля, зажать нитку между мембраной и корпусом, и поместить клапан в нагревающуюся воду. Конечно нужен термометр, чтобы контролировать температуру. Как только клапан упадёт на дно (нитка освободится), так можно считать, что в этот момент он открылся. Температура запирания должна быть на 5 градусов С ниже.
У Nissan Bluebird Sylphy и ему подобным очень хорошо сбалансирован теплообмен и двигатель имеет высокий КПД. В холодное время года не просто «завести» вентилятор (добиться срабатывая). Для этого необходимо хорошо нагрузить мотор (длительный подъём, пробуксовки).
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(5-10)%
4. Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи
Большинство моделей Sylphy укомплектованы пятипроводным датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ, MAF Sensor). В отличии от Almera в датчик Sylphy содержит термочувствительный элемент. В Almera же он вынесен отдельным датчиком.
Состояние этого датчика так же очень сильно влияет на расход топлива. Ведь если датчик покажет, что в воздуховоде прошло 0,1 м куб. воздуха за единицу времени, то и ширина импульса форсунки в этот момент будет рассчитывать количество бензина на этот объём… Понятно, что при неправильном (искажённом) показании этого датчика состав рабочей смеси будет не идеальным. На 1 долю бензина должно приходиться 14,7 долей воздуха. Термодатчик, встроенный в ДМРВ так же показывает очень важную составляющую смесеобразования: холодный воздух + сухой идеален для смесеобразования. Ведь холодного воздуха можно сжать больше, чем горячего (закон Бойля-Марриота, поправте, если ошибаюсь), горячий ведь и так здорово расширен, а значит и окислителя в этом случае получится больше -> льём поэтому больше рабочего тела (бензина). От сюда КПД выше. Объём двигателя тот же, а мощности дал больше.
Может быть поэтому стритрейсеры любят это делать вечером, ночью…
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(3-7)%
5. Засорен воздушный фильтр
Здесь всё просто. Если воздушник сильно засорён, значит поршневой сложнее «всосать» необходимую порцию воздуха. Количество он конечно нужное получит, но при этом претерпит значительное сопротивление со стороны фильтра. А любое сопротивление – это большее давление на педель акселератора. Хоть это и косвенный фактор увеличения расхода, но всё же он имеет место быть.
Сюда же следует отнести слабо накаченные шины, большая загрузка автомобиля, низкое качество бензина, засорён топливный фильтр, засорён катализатор, слабая искра зажигания (плохие свечи).
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(2-5)%
6. Бензин с низким октановым числом
Сам являюсь свидетелем того, что мой автомобиль на 95-ом бензине укладывается в 6,2 литра на сотню! Это спокойная езда по трассе со средней скоростью 100 км/ч.
92-ой же, да ещё и плохого качества сразу увеличивает эту цифру до 6,5-6,6 л/100 км. Значительный прирост.
Вероятнее всего здесь играет роль бОльших детонаций на бензине с октановым числом 92. А многие современные двигатели имеют датчик детонаций. Это некий чувствительный пьезоэлемен, устанавливаемый у стенки цилиндра, и регистрирующий самопроизвольное (преждевременное) возгорание топливо-воздушной смеси. ECU, регистрируя эти детонации, определяет в каком цилиндре произошла детонация, и изменяет угол опережения зажигания. Как правило, ставя его раньше (опережение), затем постепенно возвращая на стандартное значение. Ещё с мотоциклетных времён помню, что 80-ий бензин отлично горит. Его проще зажечь, он лучше испарялся. Лучше чем 92 или 95-ый. Соответственно, ему нужно меньшее давление, чтобы воспламениться. С 92-ым такая же история… Меньше конечно, но всё же.
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(4-6)%
8. Потребители электроэнергии
Если включить все (стандартные) потребители электроэнергии, то получится весьма значительная нагрузка на ДВС, и следствие бОльший расход. Давайте прикинем:
- две фары ближнего света: 55+55 = 100 Вт
- габариты передние и задние: 3+3+5+5 = 16 Вт
- магнитола: 50 Вт
- подогрев сидений: 120 Вт.
- вентилятор отопителя: 100 Вт
- электродвигатель омывателя лобового стекла: 15 Вт
- лампы и приборы в панели приборов: 15 Вт
- обогрев заднего стекла: 240 Вт
- противотуманные фары: 75+75 = 100 Вт
Это, то без чего автомобиль легко передвигается. Итого: 756 Вт. Наша жизнь конечно не должна быть лишена этих удобств, но всё же, для справки – это увеличит расход топлива.
Сюда же отнесу компрессор кондиционера. Была практика:
- расход на холостых без кондиционера: 0,7-0,8 л/час
- расход на холостых с кондиционером: 1,3-1,4 л/час
Замеры производились через сканер и интерфес OBD-II.
Почти на 80%! При бОльших оборотах эта цифра конечно же упадёт, и вентиляторы будут меньше работать (обдув радиатора встречным потоком воздуха) и мощность двигателя увеличится. Но на холостых... такие вот страшные цифры…
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(1-3)%
9. Аэродинамические показатели автомобиля
Поставьте себе модное антикрыло в гараже, модную защиту бортов от грязи (брызговики), и ещё что-нибудь, только с виду позитивное, и сразу получите огромный упадок в аэродинамических свойствах автомобиля. Да, на скоростях до 50 км/ч это почти не сыграет никакой роли, но когда вы поедите в дальнюю поездку со средней скоростью 100 км/час, то отдадите за такие «наряды» 1-2 литра сверху!
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(10-20)%
10. Масло
И, наконец, мой самый любимый фактор. Смазка постоянно гоняется в недрах вашего двигателя. Чем более вязкое масло, тем, как правило, оно обеспечивает лучшую масленую плёнку на поверхностях трущихся деталей и соответственно меньший износ деталей и более долгую «жизнь» двигателя. Но здесь есть и другой момент. Масленый насос гоняет по системе 2 литра масла. Нагрузки, которые испытывает масленый насос очень и очень высоки. Ему необходимо продавить масло по всем каналам, зазор в которых составляет сотни микрон + нагрузки от сжигания рабочей смеси. Давление, которое развивает масляный насос (без нагрузки!):
600 об/мин: 0,69 атм
2000 об/мин: 2,84 атм
6000 об/мин: 4,22 атм
В таком случае позвольте мотору хоть в летнее время года поработать с «жиденьким» маслом. С маслом имеющем меньшую вязкость. Если вы гонщик (хотя, сомнительно, с подвеской как у SYLPHY), тогда конечно ни-ни! А для него атмосферного моторчика вполне достаточно 5W-30. По крайней мере такое масло рекомендует Nissan в тёплое время года для «экономии топлива».
Для «горячих» же стран это 20W-40 и 20W-50.
Я живу с Сибири, и лето здесь очень жаркое… Средняя температура днём составляет 25 градусов.
По моему мнению, применяя масло 20W-50, я значительно сэкономлю на топливе.
Приблизительное увеличение расхода бензина:
(5-20)%