Часть I (для любителей рыбалки, охоты и просто активного отдыха).
Сейчас купить собственное средство передвижения по воде не составляет никакого труда. Надувная лодка - одно из самых надежных и безопасных плавсредств, так как она максимально устойчива на воде, перевернуть ее практически невозможно. И с наступлением теплого сезона охотники, опытные и начинающие рыболовы, путешественники отправляются в магазины, чтобы выбрать и купить лодку для активного отдыха, тем более что она очень проста в хранении и транспортировке. Надувная лодка очень легкая и компактная, легко упаковывается и помещается в рюкзак, а более крупную лодку можно перевозить в багажнике автомобиля. Поэтому никаких проблем с их перевозкой и хранением, в том числе в домашних условиях, не возникает. Стремление купить надувную лодку охватило не только их, количество потенциальных покупателей еще больше увеличила возможность установки на надувные лодки подвесного мотора. И покупкой надувных лодок заинтересовались также поклонники воднолыжного спорта, скоростных путешествий и длительных водных прогулок.
Надувная лодка обладает кучей достоинств, превращающих рыбалку или отдых на воде в настоящее удовольствие. Лодку можно быстро собрать и в надутом состоянии без особого труда донести до воды. К преимуществам надувной лодки относится ее небольшая осадка и способность прохождения мелководных участков, а для того чтобы обойти крутые пороги или иные препятствия, лодку можно перенести по берегу. Независимые отсеки лодки для заполнения воздухом дают большое преимущество - в случае прокола одного из них вы в любом случае доберетесь до берега. Надувная лодка - это отличный выбор для небольших рек, запруд и озер - лодка имеет большую маневренность, легко разворачивается и дает ощущение уверенности. Огромный ассортимент и доступные цены, которые варьируются в зависимости от фирмы производителя, назначения, размеров (грузоподъемности), возможности установки мотора (мощности мотора) позволяют даже самому капризному покупателю выбрать лодку себе по душе.
Часть II (для тех, кого заинтересовала часть I)
Если вы являетесь владельцем надувной лодки или только планируете купить лодку, вам потребуется зарегистрировать свое плавсредство.
На территории РФ установлен единый порядок государственной регистрации маломерных судов. Занимается этим Государственная инспекция по маломерным судам Министерства РФ делам ГОиЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС РФ).
Теперь все это подкрепим правовой базой (далее пойдут умные слова, для тех, кто любит сразу и попроще см. часть III - прим. автора) Вот несколько выдержек из приказов:
N 500 от 29 июня 2005 г. «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ»
Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат (список не весь, здесь только то, что относится к рядовым гражданам, а остальное, что касается владельцев заводов, газет, пароходов - номер приказа см. выше - прим. автора):
- плавучие объекты с подвесными моторами вне зависимости от их мощности;
- водные мотоциклы (гидроциклы);
- гребные лодки грузоподъемностью 100 кг и больше;
- байдарки грузоподъемностью 150 кг и больше;
- надувные безмоторные суда грузоподъемностью 225 кг и больше
эксплуатируемые во внутренних водах.
N 501 от 29 июня 2005 г. «Об утверждении правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами».
Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна.
Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование:
- при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года;
- в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.
Не производится ежегодное техническое освидетельствование:
- гребных лодок грузоподъёмностью более 100 килограммов,
- байдарок - более 150 килограммов,
- надувных безмоторных судов - более 225 килограммов,
принадлежащих физическим лицам и используемых во внутренних водах.
N 502 от 29 июня 2005 г. «Об утверждении правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ».
Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Судоводители маломерных судов предъявляют для проверки государственному инспектору по маломерным судам следующие документы:
а) удостоверение на право управления маломерным судном;
б) судовой билет маломерного судна или его копию, заверенную в установленном порядке;
в) документ на право пользования судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца).
N 498 от 29 июня 2005 г. «Об утверждении правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ».
Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления:
- самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 кВт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 кВт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
- прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 кВт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 кВт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.
Судоводителям, успешно сдавшим экзамены и прошедшим проверку навыков практического управления маломерным судном, выдаются удостоверения установленного образца. В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания. Срок действия удостоверения 10 лет.
Часть III (краткое подведение итогов для тех, кто все-таки дочитал до конца и тех, кто любит сразу и попроще)
Новость эта не такая уж и новая, но многие обладатели «надувной посудины» до сих пор не в курсе об этом нововведении, а узнают зачастую о новых правилах только на водоеме при встрече с инспектором ГИМС. Из всего вышесказанного следует, что при покупке надувной лодки грузоподъемностью менее 225 кг (именно так я и сделал, когда прикинул, сколько придется бегать - прим. автора), а это одноместные и двухместные лодки у вас не возникнет никаких проблем - эти лодки не подлежат регистрации. Но если вы решили приобрести надувную лодку с большей грузоподъемностью, то ее уже необходимо регистрировать, но не надо проходить ежегодное техническое освидетельствование. А вот если вам надоело работать веслами и вы захотели повесить мотор, то независимо от грузоподъемности лодки визита в ГИМС вам не избежать, а именно вас ждет регистрация и ежегодное техническое освидетельствование. В случае мощности мотора более 3,68 кВт вам также предстоит еще получить удостоверение на право управления маломерным судном, для чего прослушать курс и сдать экзамен по теории и практическому вождению.
А теперь только на минутку представьте сколько надо оббить порогов и заплатить денег (магарыч не в счет, здесь имеется в виду гос.пошлины - прим. автора). Этими законопроектами уравняли деревенского пенсионера на «моторке» и владельца шикарной яхты. Поведение же самих инспекторов в отношении владельцев надувных лодок, предполагаю, отличается строгостью разве только в районах массового скопления рыбаков в местах интенсивного любительского рыболовства. В провинции инспектора относятся к " байдарочникам и резиночникам" более снисходительно. Хотя, конечно, все зависит от инспектора как человека. Многие же сходятся во мнении, что это не что иное как очередной сбор денег под прикрытием очередного закона.
P.S. е-мое вот это букв я написал.
P.P.S. огромное спасибо тем, кто дочитал мой труд до конца.